Заметки о живописи

:guitar: Фото, видео, аудио
Правила форума
:cool: :glamour: :music: :noflood: :tema: :krasapeta: :sing:
Аватара пользователя
Нюта
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 21:48
Откуда: Санкт-Петербург

Заметки о живописи

Сообщение: #7985 Нюта
02 мар 2011, 15:04

Первый раз я ходила в Русский музей когда мне было лет 7-8, как это водится на экскурсию от школы.
Меня и тогда, в первый раз ничто так не интересовало, как живопись... А у одной картины, я стояла очень долго, меня даже потеряли :redface: Она тогда потрясла меня своей натуральностью и живостью переданных эмоций людей.

Написал её Карл Павлович Брюллов— выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.


К. Брюллов(1794-1881)
Последний день Помпеи
1827-1833гг, холст, масло, 456,5х 651см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Черный мрак навис над землей, кровавое зарево пылало у горизонта, вздрагивала земля, рушились здания, тьму разрывала ужасная молния, освещая то, как в ослепленных страхом людях проявляется истинная ценность человеческих душ.
Корыстолюбец, умирая, думает о наживе, сыновья выносят на руках старика отца; юноша, забыв об угрозе, оплакивает смерть любимой; вера в милосердного Бога ставит на колени мать и дочь, не помышляющих о бегстве.
Среди испуганной толпы, замерев, стоит художник с этюдником на голове (в нем Брюллов изобразил себя), ловящий все оттенки трагедии. В лицах некоторых фигур узнаются черты современников, а в девушке с кувшином и в матери семейной группы — Юлии Самойловой.
Все фигуры в картине поражают скульптурной объемностью и пластикой, кажется, их можно обойти кругом. Колорит резок, «краски горят и мечутся в глаза, дышат внутренней музыкой». В этой работе художник слил воедино тенденции классицизма, пылкость романтизма и черты новой, только зарождающейся школы реализма. И хотя падающие колонны парят в воздухе, пепел не испачкал ни одежд, ни лиц, не видно увечий и крови, впечатление от картины потрясает.
«Один он со своими сочинениями совершенно дотрагивается до сердца, без чего что такое историческая живопись», — сказал о своем восприятии А. Иванов.
Увидав картину, восхищенный Пушкин написал стихотворение:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.




Источник http://www.nearyou.ru/kbrullov/0page1.html

-- 02 мар 2011, 15:10 --



-- 02 мар 2011, 15:16 --

К. Брюллов(1794-1881)
Итальянский полдень
1827г, холст, масло,64 х 55 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Изображение

:

"Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду",- писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана была, конечно, с неустанным изучением природы.


В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда.
Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.
Пронизанный ощущением неиссякаемых сил и бодрости, образ итальянки слит воедино с природой, щедро расточающей свои дары. Солнечные лучи, проникающие сквозь листву виноградника, освещают лицо и фигуру молодой женщины.
Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки. Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек, дан в приглушенном звучании.
Э.Ацаркина

Артистический темперамент К. П. Брюллова, огромное дарование живописца, стремление обновить традиции академической живописи — все эти и многие другие качества его таланта с особой интенсивностью проявились в пору его пенсионерства в Италии. Уже в ранним небольшом полотне «Итальянский полдень», написанном в качестве отчета Обществу поощрения художников, красноречиво обнаружилась специфика его творческой личности.

Брюллов выступил реформатором жанрово-стилистической системы академической живописи, и это насторожило членов Общества, увидевших в ранних жанрах художника снижение требовательности к избираемой натуре и к высоким целям искусства. Об этом свидетельствовало то, что молодой мастер обратился не к освященным традицией историко-мифологическим сюжетам, а к буднично-непритязательной сцене сбора винограда, к типам итальянок, далеким от класси ческих канонов, к работе с натурой на открытом воздухе. На упреки по поводу «Итальянского полдня» Брюллов отвечал, что он «решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко более даже нравятся, нежели строгая красота статуй». Смелость обращения живописца к окружающей жизни и природе благотворно сказалась на художественной структуре картины. Естественна и достоверна изображенная сцена, грациозен и привлекателен полный жизни образ итальянки, не могут не восхищать сияющая, яркая живопись, безупречная пластическая завершенность.


-- 02 мар 2011, 15:19 --

К. Брюллов(1794-1881)
Портрет Ю.П Самойловой с приёмной
дочерью Амалией
(1803-1875)
не позже1942г, холст, масло, 249 х176см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




:
Гордая, ослепительно красивая женщина в роскошном бальном туалете, удаляясь с празднества, остановилась на мгновение, сняла маску и, прижав к себе девочку-подростка, свою приемную дочь, как бы защищая ее собою, бросает преисполненный достоинства взгляд на толпу великосветских ряженых. Минуту назад она была другой, свои истинные чувства, сокровенные глубины своей души и своего сердца она открыла лишь человеку, перед гением которого безгранично преклонялась и которого беспредельно любила всю свою жизнь.

Парадный портрет Самойловой, по замыслу Брюллова, должен был быть раскрыт как сцена на маскараде. Своему изображению художник придавал расширительный смысл. В изображение своего верного друга Юлии Павловны Самойловой, женщины, к которой он искренне был привязан на протяжении всей жизни, Брюллов вложил весь свой вдохновенный талант. Тридцатисемилетняя Самойлова показана в пору расцвета своей зрелой красоты. Брюллов восхищается открытой и смелой натурой женщины, способной бросить вызов официальной общественности. Горд поворот ее головы, торжествующе победно выражение сияющих глаз, царственно величава осанка.
Горячему, порывистому облику графини противостоит тихая задумчивость Амацилии Пачини, нежно прижавшейся к своей воспитательнице.

Портрет Самойловой был задуман как многофигурная композиция с сюжетной завязкой. Блистательно решил Брюллов поставленную сложную задачу. Скульптурно вылеплена величественная фигура графини. Выделенная в картине крупным планом, oна господствует над всем окружением. Присутствующие на маскараде рисуются силуэтом. создавая для нее эффектный фон. Повышенно мажорному звучанию портрета Самойловой отвечает и его живописный строй. Яркими вспышками горят краски на маскарадном платье Самойловой, пламенем полыхает взвившийся позади нее красный занавес. Все богатство живописных средств использовал Брюллов в своем творении.

По интенсивности звучания колорит портрета Самойловой близок к колориту полотна "Последний день Помпеи". Однако цветовые оттенки в нем согласованы с большей гармонией, нежели в картине.

Особенно насыщен любимый Брюлловым красный цвет. Художник передал тончайшие его модуляции—от яркого пламени декоративного занавеса до глубокого бархатистого тона шахматных квадратов на маскарадном платье графини. Тем же богатством оттенков отличается в портрете белый цвет, передающий то холодный блеск атласа, то теплое, золотистое излучение горностаевого меха.

Большой портрет Самойловой - одно из совершенных созданий Брюллова. Портрет подкупает взволнованностью и искренностью душевного порыва художника. Начатый в 1839 году, в пору семейных неурядиц Брюллова, портрет Самойловой приоткрывает страницу биографии художника.
Развод Брюллова, состоявшийся в том же году, не только вверг его в тягостное душевное состояние, но вызвал также опалу со стороны придворных кругов. Светские почитатели искусства мастера решительно от него отвернулись. Император, состоявший шефом Академии художеств, выразил монаршее неудовольствие поведением Брюллова.

В эту тяжелую для художника минуту в Петербург явилась блистательная Самойлова в окружении свиты своих поклонников. Приезд графини был вызван смертью гр. Ю.П.Литта, сделавшего ее наследницей своего огромного состояния. Появление графини пришлось вовремя для страждущего Брюллова. Смело и открыто выражала Самойлова свое сочувствие опальному художнику. Глубоко тронутый поддержкой своего друга, покоренный ее независимой натурой. Брюллов приступил к написанию большого портрета.
Лишь отъезд Самойловой, проводящей свою жизнь в постоянных путешествиях, да последовавшая вскоре напряженная работа в Исаакиевском соборе помешали завершить начатое с таким воодушевлением произведение.

Несмотря на неоднократные просьбы Самойловой, Брюллов не смог окончить портрет.
"...мой неоконченный портрет... я сохраню тщательно" — писала графиня после смерти мастера его брату А.П.Брюллову,— "как реликвию от моего дорогого и оплакиваемого Бришки, которого я так любила и которым я так восхищалась, как одним из величайших когда-либо существовавших гениев". Портрет Самойловой был последним большим полотном Брюллова.

Аватара пользователя
krona
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 10:37

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #8004 krona
02 мар 2011, 17:06

С детства любила Сальвадора Дали, особенно его грации:

Изображение

А еще в альбоме с репродукциями меня заинтересовала одна картина, даже не она сама, а комментраий:

"Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой,
а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря,
чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды".

Кожа моря: отдыхая на море, обратила внимание на его поверхность, поверхность моря, действительно, можно назвать его кожей, причем эту кожу и правда теперь очень хочется поднять.

Изображение
"Но он был из числа людей, которые командуют, чтобы весь батальон взял налево кругом вместо того, чтобы повернуться самому" (Кьеркегор. Повторение).

Аватара пользователя
Скарлетт
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 14 дек 2010, 15:48

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #8007 Скарлетт
02 мар 2011, 18:05

Нюта, а меня так напихали в художественной школе, что до сих пор избегаю. :hyhyhy: Но тема хорошая. Молодец. :good:
Самое интересное, что пауки - теплые (oldsatana)

Аватара пользователя
Нюта
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 21:48
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #8023 Нюта
02 мар 2011, 20:55

Скарлетт писал(а):Нюта, а меня так напихали в художественной школе, что до сих пор избегаю

Я к сожалению в художественной школе не училась, с учителем повезло, она нас везде водила, а потом постарше уже сама лазила. :)

Аватара пользователя
Нюта
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 21:48
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #9217 Нюта
16 мар 2011, 13:29

В продолжение темы о русских художниках.
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский (родился 17 июля 1817 года - умер 19 апреля 1900 года) - один из самых известных художников-маринистов. Море у Айвазовского является как бы основой природы, художнику удается отобразитьть всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых знаменитых картин Айвазовского стал его "Девятый вал" (1850 г.)
Однако Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый художник, но и как меценат. Иван Константинович щедро занимался благотворительностью - на его средства было построено здание археологического музея в Феодосии, проведены работы по благоустройству города.
Из феодосийской мастерской И. К. Айвазовского вышло много известных мастеров живописи - Куинджи, Богаевский, Лагорио и др.
Одна из самых известных работ, картина "Девятый вал". Мне лично вообще все картины с морем нравятся, написать стихию не легко...

Девятый вал
Холст, масло
1850



-- 16 мар 2011, 13:34 --

Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями
Дата
1892 год
холст, масло



-- 16 мар 2011, 13:36 --

"Мария" в шторм
1892 год



-- 16 мар 2011, 13:39 --

Акрополь в Афинах в лунную ночь. Папье-пелле, тушь, перо, процарапывание.
1881 год



Аватара пользователя
Нюта
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 21:48
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #11850 Нюта
27 апр 2011, 05:41

Портретная живопись прошлых веков, это нечто особенное... Передать выражение лица, мимику, донести позу живого человека в красках очень не просто, меня это всегда восхищало.
Венецианов Алексей Гаврилович - русский живописец греческого происхождения, один из основоположников бытового жанра в русской живописи.
Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве 7 февраля 1780 г.
Служа в молодости чиновником, он вынужден был изучать искусство во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807–1811 гг. брал уроки живописи у Боровиковского В. Л..
Считается основоположником русской печатной карикатуры. Во время Отечественной войны 1812 г. создал вместе с И. И. Теребеневым серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.
С 1811 Венецианов — почетный член Академии художеств.

Изображение

Портрет А. А. Венециановой, дочери художника, 1825-1826


:
Изображение


Крестьянские дети в поле, 1820-е гг.

:
Изображение


Портрет Настеньки Хавской, 1826

Аватара пользователя
krona
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 10:37

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #11868 krona
27 апр 2011, 14:12

Аллегории Правосудия (Справедливости) и Неправосудия (Несправедливости) Джотто.Джотто наверное, в некотором смысле, является вдохновением для будущих мастеров эпохи возрождения. Именно этот художник начал выстраивать новый стиль в изображении библейских сюжетов: искать композицию, изображать не только фактологичность, но приближать библейские сцены к более реалистичному исполнению, создавать объемную композицию и наполнять сюжеты психологизмом.

Отдельный интерес представляет интерьер капеллы Скровеньи в Падуе. Безусловно, каждая Фреска, исполненная в этой капелле Джотто, заслуживает отдельного внимания. Однако, наибольший интерес представляют его аллегории в цокольной части капеллы.

Аллегории Добродетелей и пороков
Техника исполнения аллегорий, в дальнейшем получила название гризайль. Аллегории похожи на мраморные изваяния, вставленные в ниши.
В цоколе зала изображены 14 аллегорических образов, каждая аллегория имеет объяснительную надпись на латинском языке.

По левой стороне представлены аллегории, олицетворяющие пороки - греховный ряд, соединяющий сцену предательства Иуды на алтарной стене со сценами ада на входной. По правой представлены аллегории добродетелей.

Аллегории Правосудия соответствует аллегория Несправедливости. Правосудие представлено в образе женщины в короне, восседающей на престоле и держащей в руках две чаши весов. На одной из чаш изображена фигура воина (символ войны), на другой чаше изображена крылатая женщина – символ мира. Женщина расположена лицом к зрителю.

Несправедливость изображена в облике мужчины, сидящем в профиль и держащим в одной руке меч, а в другой копье. Фон изображения представляет собой зубцы крепости, скалы, а в ногах лес, как прекрасная возможность для разбоя и грабежей.

Что подразумевал Джотто, выполняя аллегории с такой символикой, я не знаю, например, относительно Правосудия говорят так: «Справедливость жестом величавым и решительным разводит руки в стороны, как бы стремясь разделить эти два столь противоположных способа решения гражданских дел, и обращает свое лицо к миру».
Два способа решения: миром и войной.

Но, если посмотреть на эти изображения с точки зрения того, что зло – это крайность, тогда как добро – это мера (вспоминается Лазарев: много денег – зло (одна крайность), мало денег – тоже не хорошо (другая крайность), то получается, что аллегория Правосудия допускает как мир, так и войну, но допускает не крайность, а уравновешенную меру того и другого, то есть синтетическое объединение тезиса и антитезиса, тогда как Несправедливость впадает в крайность, ее атрибутика на фреске Джотто предполагает только символику войны и грабежей.

Справедливость

Изображение

Несправедливость
Изображение

Сама Капелла
Изображение

-- 27 апр 2011, 15:24 --

NB:
Другие Аллегории Джотто

Милосердие и Зависть, Стойкость и Непостоянство, Благоразумие и Глупость, Надежда и Отчаяние, Воздержание и Гнев, Вера и Неверие.

"Гризайль - (фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии, а так же техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов".(Вики).

"Се́пия (лат. sepia от др.-греч. σηπία — каракатица): светло-коричневое красящее вещество; оттенок коричневого цвета;
цвет, присущий старым чёрно-белым фотографиям; имитация такой фотографии."

-- 27 апр 2011, 15:41 --

Нюта писал(а):Мне лично вообще все картины с морем нравятся, написать стихию не легко...

Мне тоже очень нравятся.
"Но он был из числа людей, которые командуют, чтобы весь батальон взял налево кругом вместо того, чтобы повернуться самому" (Кьеркегор. Повторение).

Аватара пользователя
Бибиба
Сообщения: 1466
Зарегистрирован: 13 дек 2010, 13:56

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #11871 Бибиба
27 апр 2011, 14:52

ВАН ГОГ...
Красные виноградники в Арле. 1888г.

........лишь однажды увидев “Красные виноградники”, уже ни с кем и никогда работ Ван Гога не спутаешь. Каждая линия и мазок - выразители его личности.
Доминанта импрессионистической системы - цвет. В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма.

Подобно тому, как в музыке существует минорный и мажорный строй, так и краски Вангоговской палитры поделены надвое. Для Ван Гога холодное и тёплое - как жизнь и смерть.
Говоря о Ван Гоге, Тугендхольд заметил: “…ноты его переживаний - графические ритмы вещей и ответных биений сердца”. Понятие покоя неизвестно Вангоговскому искусству. Его стихия - движение.
Вглядитесь в живопись “красных виноградников”. Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, бегут, несутся, сталкиваются, вновь разбегаются. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они - стенограмма Вангоговского видения. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Их рельеф - то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, - как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру. А из всего этого возникает огромный в масштабе образ: в раскалённом зное солнца, как грешники в огне, извиваются виноградные лозы, силясь оторваться от тучной фиолетовой земли, вырваться из рук виноградарей, и вот уже мирная суета сбора урожая выглядит как схватка человека с природой.
Чтобы стать ближе к звёздам, достаточно подняться с колен.

Аватара пользователя
Нюта
Сообщения: 1601
Зарегистрирован: 11 дек 2010, 21:48
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #11872 Нюта
27 апр 2011, 14:54

Какие вы молодцы, девочки! :love:

Аватара пользователя
krona
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 10:37

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #11874 krona
27 апр 2011, 15:08

Бибиба писал(а):в раскалённом зное солнца, как грешники в огне, извиваются виноградные лозы, силясь оторваться от тучной фиолетовой земли, вырваться из рук виноградарей, и вот уже мирная суета сбора урожая выглядит как схватка человека с природой.

Классный образ.
"Но он был из числа людей, которые командуют, чтобы весь батальон взял налево кругом вместо того, чтобы повернуться самому" (Кьеркегор. Повторение).

Аватара пользователя
Бибиба
Сообщения: 1466
Зарегистрирован: 13 дек 2010, 13:56

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #11875 Бибиба
27 апр 2011, 15:28

ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ БОСХ ....
:
“Почетный профессор кошмаров” – титул “пожалованный” Иерониму Босху художниками-сюрреалистами. Он был современником Леонардо, Микеланджело, Рафаэля. Правда, глядя на его работы поверить в это трудно. С другой стороны, согласно мнению большинства, его творчество не менее загадочно, чем знаменитая улыбка Мона Лизы.

Странные, непонятные, пугающие – эпитеты чаще других, применяемые к его произведениям. Все суеверия и страхи, терзавшие человека “темных веков” обрели в них плоть. Отверзлись пылающие бездны ада и кошмарные порождения и слуги зла разбрелись в поисках жертв по земле. С маниакальной точностью, пугающим правдоподобием изображает мастер инфернальных существ терзающих род человеческий.

Благодаря мрачному правителю Испании Филиппу II (которого впоследствии французский историк Жюль Мишле, “открывший” Средние века Европе XIX столетия, назвал привидением, растворившимся в мрачных покоях королевского дворца – Эскориала) в Прадо находится лучшая в мире коллекция произведений нидерландского живописца. В том числе знаменитый триптих, гениальный кошмар, “Сад наслаждений” (1510). В момент создания этого собрания соотечественники художника считали своего короля, а в те годы Нидерланды – часть империи Габсбургов, созданием почти столь же несимпатичным, что и адские фантомы, населяющие его творения.

О самом Иерониме Босхе почти ничего неизвестно. Его настоящее имя Иеронимус Ван Акен. Псевдоним “Босх” происходит от сокращенного названия родного города мастера – Гертогенбос. В то время числившегося среди крупнейших городов Брабантского герцогства. Потомственный художник … но ни одной работы художников этой династии неизвестно. Предположительно Босх прожил около 65 лет (около 1450 – 1516). Также есть предположение, что творческую независимость ему обеспечила выгодная женитьба. Ныне Босх считается автором примерно 30 произведений из тех, что дошли до наших дней. Вот собственно и все. Отсутствие подлинной биографии неизменно возбуждает аппетит сочинителей. Одни называют его сюрреалистом из Средневековья. Почитают человеком первым, без помощи теории Фрейда, оценившего значение образов подсознания. Правда, его видения в отличие от произведений сюрреалистов не сотканы из зыбкой ткани сновидений. Его кошмары реальны. Особой популярностью пользуется версия, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов, колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком, членом Братства Девы Марии.

Интересно, что современники художника воспринимали его творения несколько иначе. Король Испании, фанатичный католик, видел в них религиозные наставления, предостережение для верующих. Правда, в конце XVI столетия именно испанские богословы “обвинили” творения Босха в ереси, но затем оправдали их. Коллеги художники ценили колористическое дарование живописца, спешили перенять наиболее эффектные приемы. Однако чаще в них видели “ужастики”, приятно щекочущие нервы. То, есть относились к произведениям художника примерно так же, как мы к творениям Стивена Кинга. Карл Ван Мандер, человек написавший историю Северного искусства подобно тому, как Вазари создал историю искусства итальянского, писал о картинах Босха следующее: “удивительные и странные фантазии… чаще неприятные, чем ужасные”.

Какая же из версий соответствует действительности? Если принять во внимания особенности эпохи, когда Босх создавал свои живописные “кошмары”, то следует признать, ближе всех к истине был король Испании. XV век – мир в ожидании Апокалипсиса. Уже столетие самым популярным сюжетом европейского искусства (за пределами Италии) остается “Danse Macabre” (“Пляска смерти”) – изображение кошмарного хоровода мертвых и живых. Человек окружен напоминаниями о бренности всего сущего. Проповедники и художники в один голос твердят: исчезнут красота, сила, слава, мирские наслаждения. Лишь у души есть шанс на спасение. Но об этом говорят редко. С большой охотой и те, и другие смакуют ужасы наказаний за грехопадение и картины разложения. Так, что “Сад земных наслаждений” Босха, изображение человечества, пойманного в ловушку своих грехов – вещь, впитавшая атмосферу эпохи, ставшая ее символом. Как впрочем, и другие вещи мастера.

Но великому изобретателю монстров и химер порой наскучивало созерцание адских глубин. И он обращал свой взор к небесам. Тут же, в Прадо можно видеть одно из самых светлых и гармоничных его творений, триптих “Поклонение волхвов”, написанный в то же время, что и “Сад земных наслаждений”.

Сад земных наслаждений ок.1485 триптих
Сотворение мира (триптих закрыт)

На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…

Раскрытый триптих


Левая створка

Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена рождению человека.

В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин.

На правой створке показан Ад.

По формату триптих традиционен для нидерландских алтарей, но содержание показывает, что Босх не предназначал его для церкви.

-- 27 апр 2011, 15:37 --

Сад наслаждений. Несколько фрагментов.







Чтобы стать ближе к звёздам, достаточно подняться с колен.

Аватара пользователя
krona
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 10:37

Re: Заметки о живописи

Сообщение: #11877 krona
27 апр 2011, 15:55

ААААА, Бибиба!!! Ты мне работать не даешь :) Так здорово!
Правая створка совсем далианская.

А вот забавный сюжет от Босха:

Удаление камней глупости (Операция глупости).

Изображение

"В этой картине Босх высмеивает глупость, которая часто становится легкой жертвой обмана и шарлатанства. В XV веке бытовало широкое распространенное мнение, что можно поумнеть, удалив наросты глупости на голове. Жертвой такой операции стал мужчина в белой рубашке, решивший в одночасье обрести мудрость. Изображениям "лекарей" и "больного" сопутствуют несуразно использованные предметы - это знаки их глупости: вместо шляпы на голове у лекаря воронка, а к поясу приторочен глиняный кувшин, женщина же, вместо того, чтобы читать книгу, задумчиво водрузила ее на голову."

Но здесь, наверное, речь идет не о глупости свойственной людям, а о слабоумии, потому что надпись на изображении: "Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас". Лубберт означает слабоумный,хотя и бестолковый, и неуклюжий тоже. Не знаю в общем.
"Но он был из числа людей, которые командуют, чтобы весь батальон взял налево кругом вместо того, чтобы повернуться самому" (Кьеркегор. Повторение).

Аватара пользователя
Alexon
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 ноя 2018, 16:01

Заметки о живописи

Сообщение: #14661 Alexon
27 ноя 2018, 18:01

нас в школе тоже постоянно водили по музеям, но тогда это было совсем не интересно(
https://vkusolet.ru/


Вернуться в «Медиатека»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость