По православному учению, человек поставлен выше ангелов. И в самом деле, “ангел” — это просто вестник. От почтальона не ждут, чтобы он творчески переиначивал порученную ему телеграмму. Иначе выйдет так, как в январе 1953 года. В стране в ту пору раскручивалась последняя сталинская идеологическая кампания — борьба с безродным космополитизмом. Кампания шла с отчетливым антисемитским привкусом. И вот в те самые дни один епископ подзывает к себе своего послушника и велит ему отнести на почту телеграмму. Телеграммой сельский батюшка уведомлялся о том, что такого-то числа ему надлежит прибыть в собор для получения патриаршей награды — возведения в сан протоиерея. Послушник относит записку на почту. На почте же в окошке сидит советская девушка-комсомолка, которая таких слов, как протоиерей, в жизни не слыхала. В итоге батюшка получает следующую телеграмму: “Такого-то числа Вам надлежит прибыть в собор для возведения Вас в сан противоеврея”.
Святоотеческие тексты, говоря о людях и ангелах, творчество атрибутируют лишь первым: “Не ангельское дело творить” (святой Иоанн Златоуст) [1]. “Будучи творениями, ангелы не суть творцы” (преп. Иоанн Дамаскин)” [2]. И, напротив, “Бог соделал человека участником в творчестве” (преп. Ефрем Сирин) [3].
И это все, между прочим, связано с нашей телесностью. Чтобы наш дух мог повелевать телом [4], Бог и дал ему дар творчества. “Мы одни из всех тварей, кроме умной и логической сущности, имеем еще и чувственное. Чувственное же, соединенное с умом, создает многообразие наук, и искусств, и постижений, создает умение возделывать (культивировать) поля, строить дома и вообще создавать из несуществующего. И это все дано людям. Ничего подобного никогда не бывает у ангелов” (святой Григорий Палама) [5].
Природа ангелов проста, и им нечем “руководить”, но человек двусоставен, и душа должна владеть телом, а для этого как минимум она должна обладать способностью к властвованию.
Лишь человек несет в себе образ Творца творцов. Способность же творить, менять мир и владычествовать над ним вменена человеку вместе с телесностью. Отсюда и важнейший этический вывод: “Ангел неспособен к раскаянию, потому что бестелесен”
(преп. Иоанн Дамаскин) [6]. Поскольку способность к творчеству связана с телесностью, а раскаяние есть величайшее творчество, то вне тела раскаяние невозможно. Не поэтому ли падший ангел не может покаяться? Не поэтому ли его отпадение невозвратимо и вечно? Не поэтому ли и для человека нет покаяния после выхода души из тела? Не поэтому ли Христос говорит: “В чем застану — в том и сужу”?
Свобода ангелов — одноразового пользования. Они однажды выбирают — с Творцом или против Него. И в этой однажды избранной конфигурации своей воли они остаются навсегда (в отличие от воплощенного духа — человека, который в покаянном творчестве может ежесекундно менять вектор своей жизни).